УК МегаполисСтрой

Работаем с 2010 года

             7970965@bk.ru 

              info@ukmstroy.ru

 +7(495) 797-09-65  (c 9:00 до 18:00)               

 +7(903) 797-09-65

Как обеспечить реальную безопасность граждан в лифтах?

На этот и другие вопросы отвечали участники традиционного заседания Медиаклуба «Лифт», который прошел 1 февраля в День работника лифтового хозяйства в формате онлайн-конференции.

В качестве спикеров в заседании приняли участие Виктор Тишин, президент Национального Лифтового Союза (НЛС), вице-президенты НЛС Алексей Захаров и Сергей Прокофьев, Петр Харламов, гендиректор Ассоциации Российское лифтовое объединение (РЛО), Александр Жемойдиков, консультант отдела по надзору за подъемными сооружениями Ростехнадзора и Павел Сысоев, замдиректора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР). Модерировала заседание Медиаклуба Светлана Мацаль.

С приветственным словом к участникам обратился Виктор Тишин. Он отметил невероятно сложную и самоотверженную работу представителей лифтовых организаций в условиях пандемии, под влиянием которой прошел 2020 год. Не смотря на серьезные проблемы, лифтовое профессиональное сообщество, по словам президента НЛС, показало, что вертикальный транспорт сегодня находится в надежных руках и эксплуатируется с высокой оценкой безопасности для его пользователей.

Но это не значит, что у лифтовиков нет проблем. Их много, их не замалчивают и, что самое главное, в той или иной мере они решаются позитивно.

Одной из важнейших мер безопасности в лифтовой отрасли является государственный надзор за выполнением Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.

Госнадзор — реальная составляющая обеспечения безопасности

Несмотря на систематические обращения лифтового сообщества к правительству с просьбой определить полномочия надзорного органа за выполнением Правил, этот серьезный вопрос остается пока открытым. Об этом в своем выступлении говорил Александр Жемойдиков. По его словам, в последние годы активная совместная деятельность НЛС и Ростехнадзора по наведению порядка в надзорной сфере дает свои плоды. Однако, отсутствие конкретного нормативного документа, определяющего ответственность и степень контролирующего органа все-таки не дает возможности в полной мере осуществлять необходимый контроль.

Тем не менее, А. Жемойдиков заверил, что в настоящее время в Ростехнадзоре идет к завершению работа по созданию нормативных документов, которыми будут определены полномочия установления постоянного, планового надзора за эксплуатацией подъемного оборудования.

Другой, не менее важной, но гораздо более сложной проблемой безопасности вертикального транспорта выступает качественное обслуживание подъемных механизмов в период эксплуатации. На этой теме остановился Алексей Захаров, гендиректор АДС «Лифтсервис», саморегулируемой организации, объединяющей более 200 специализированных лифтовых предприятий.

Как поднять лифт над проблемой недофинансирования

«Поскольку процесс эксплуатации лифта обозначен 25 годами, то он, разумеется, самый уязвимый в вопросах безопасности, — отметил в своем выступлении А. Захаров. — А значит и требования к обеспечению качественных работ по монтажу, сервису и ремонту подъемного оборудования должны быть самого высокого уровня. Выделю один очень тонкий момент в обеспечении безопасности при эксплуатации лифтов, кроме надзора, кроме обеспечения соблюдения Правил, — это экономический аспект.

Особенно ярко показал нам этот год. Из-за резко увеличившихся случаев неплатежей собственников лифтов, многие организации были буквально на грани разорения и остановки. Руководство НЛС и АДС «Лифтсервис» в течение года обращались в правительство с предложениями пойти на экономические послабления для организаций, обслуживающих лифты, для того, чтобы сгладить провал неплатежей и сложности в обслуживании, которые возникли в период пандемии. Мы предлагали упростить применение налоговых льгот, дать руководителям предприятий возможность организовать какие-то доплаты с учетом работы сотрудников этих организаций в опасных условиях. К сожалению, реальных результатов нам добиться не удалось, однако, внимание правительства к этому вопросу мы привлекли».

В настоящее время, по словам А. Захарова, ведется целенаправленная работа по нормализации реального финансирования работ по техническому обслуживанию лифтов, по текущему ремонту. К сожалению, и очень часто, управляющие компании заключают договора с обслуживающими и ремонтными организациями по принципу «где подешевле», не думая о последствиях допуска неквалифицированного персонала к сложному подъемному механизму.

К сожалению, пока нет четкого нормативного определения даже минимальных затрат для обеспечения каждого пункта из перечня работ, которые требует обеспечить в период эксплуатации производитель лифта.

Мы с благодарностью и надеждой восприняли реакцию на наше обращение от Общественного совета Минстроя России к руководителю Минстроя на предмет того, чтобы все-таки разработать сметные нормы, трудозатраты, которые позволят определить тот минимальный перечень работ, из которых вытекает обеспечение безопасной эксплуатации лифта.

Ожидается, что наконец-то появится документ, содержащий перечень трудовых и материальных затрат, опираясь на который, можно будет составлять вполне реальные сметы на техническое обслуживание и текущий ремонт с учетом региональных коэффициентов и поправок.

Своеобразной новогодней палочкой-выручалочкой для лифтовиков стало Постановление Правительства России от 21 декабря 2020 года № 2202 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса РФ в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для предоставления финансовой поддержки субъектам РФ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».

Как пояснил зам. директора АРОКР* Павел Сысоев, особенность этого постановления в том, что теперь кроме тех, кто накапливает средства на капремонт на спецсчете, государственную поддержку на проведение капремонта могут получить и региональные операторы, что ранее им было недоступно.

Благодаря внесенным поправкам в постановление Правительства РФ №18, расширен перечень целей, на которые может быть предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда ЖКХ: на модернизацию лифтового оборудования в многоквартирных домах в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №3397-р. Всего предусмотрено направить 750 млн рублей. Финансовая поддержка станет предоставляться на замену лифтового оборудования, которое будет введено в эксплуатацию после 1 января 2021 года. По словам П. Сысоева, банки, крупные кредитные организации, факторинговые компании готовы выделить лимит на факторинг в размере 208 млрд рублей на 76 субъектов РФ.

Кадры решают… если не все, то очень многое

Одна из самых ярких и успешных сторон деятельности НЛС сегодня — это работа по повышению квалификации кадров в лифтовой отрасли. Здесь есть чем похвалиться. Как рассказал участникам медиа-клуба Сергей Прокофьев, зам. председателя Совета по профквалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, несмотря на сложные условия самоизоляции, система профессиональной подготовки и оценки квалификации работала без серьезных сбоев. Не случайно именно СПК в лифтовой отрасли является одним из лучших в стране. За неполных шесть лет проведено около 55 тысяч профессиональных экзаменов, из них положительным результатом завершилось 51511 экзаменов, и только 3354 соискателя экзамен не сдали. Сегодня это считается хорошим результатом, ведь в начале аттестационной эпопеи, пять лет назад, примерно каждый десятый заваливал профэкзамен. Ситуация изменилась — это говорит о том, что люди стали серьезно относиться к своей профподготовке, к повышению профессиональной квалификации.

Тренд времени — обеззараживание лифтов

Не секрет, что лифт — самое опасное место, где можно заразиться вирусом, в том числе covid-19. Намного опаснее того же метро или автобуса. Вот почему в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ № 31 от 16 октября 2020 года говорится, что необходимо принимать соответствующие меры проведения профилактической дезинфекции, защиты органов дыхания с целью снижения рисков от covid-19, в том числе и, прежде всего, в лифтах. По словам Петра Харламова, лифтовики прорабатывают этот вопрос в двух направлениях. Первое — рециркуляторы, это аппараты, которые забирают воздух из кабины, дезинфицируют его и возвращают обратно. Второе, это бактерицидные лампы. Однако сегодня отсутствуют нормативные правовые документы на применение подобных обеззараживающих устройств. Сейчас ведется работа по подготовки ГОСТа, а занимается этим технический комитет по стандартизации «ТК-209» и в этом году стандарт выйдет в свет.

Кроме того, Петр Харламов сообщил, что по итогам 2020 года в России законтрактована замена 15789 лифтов на сумму 36,8 млрд рублей, в которой задействованы 106 подрядных организаций из 70 субъектов РФ. Заметим, что в 2019 году было заменено 17662 лифта. Безусловно, разница в 1,9 тысячи подъемников, результат пандемии.

В заключение спикеры ответили на вопросы журналистов

Константин Голин

* АРОКР — ассоциация, членами которой являются региональные фонды капитального ремонта 85 регионов страны.

Источник: Служба информации АНСБ

11.01.2021 г.

Яндекс.Метрика